• Реал Мадрид41Леганес
  • 15/09, 21:45Атлетик - Реал Мадрид
  • 6

  • 758

Зидан: «В Испании я узнал что такое открытый футбол»

15 апреля 2018, 0:32

Зинедин Зидан дал это интервью еще в 2014 году для французского журнала So Foot, когда Зизу был помощником Карло Анчелотти. Так почему же мне захотелось привести его именно сейчас? Оно о футболе в целом — это раз. Оно о Зидане в целом — это два. Оно о видении Зиданом футбола — это главное.

Итак. Это будет даже не просто интервью Зидана, а интервью Зидана с моими мыслями во время его прочтения и перевода. Странный формат, но, надеюсь, вам понравится.

– Что такого было у Энцо Франческоли, чего не было у остальных?

Он был … Я открыл его для себя, когда он прибыл в Марсель.

Примечание — этот факт меня удивил свое время, может быть удивит и вас — Франческоли играл за «Олимпик» всего лишь один сезон — 1989/90. Зидану на тот момент было 17 лет.

Я был на стадионе, увидел его и сказал себе: «Хочу быть Энцо Франческоли». Его манера игры, его класс, его голы … Он одновременно был эффектным и эффективным.  Он был самой элегантностью, а я — ребенком. Я видел все его матчи. Смотрел все его видео. Он был моим кумиром.

– Но почему не Марадона? Твое поколение обожало Диего.

Мне было 14 лет в 1986, в этом возрасте уже кое-что понимаешь. То, что сделал Марадона на Чемпионате Мира, не удалось больше никому. Но, не знаю, думаю, что мне нравилось считать кумиром кого-то другого, а не того, на кого указывал весь мир и считал его лучшим. Он был ярче, потому что во-первых боролся против несправедливости, а во-вторых более романтично выбрать антигероя. И кроме того, я никогда не мог бы стать Марадоной, а Франческоли я всегда хотел быть.

Интересно, как часто на наш выбор влияет желание не быть или быть как все? Вопрос, конечно, риторический. О Франческоли. В Европе клубной вершиной в карьере Энцо так и остался «Олимпик», за него он играл в 28 лет. Позже поиграл в Италии — «Кальяри» и «Торино». Может тогда Зидан и «полюбил» Италию? Встретились Энцо и Зизу в первый и последний раз на поле в 1996 году. Зидан выиграл. В коллекции «Юве» появился Межконтинентальный кубок 1996 года. А в коллекции Зидана — футболка своего кумира, с которой он обменялся после матча. После чего совершенно ошарашенный Зидан спал в этой футболке. Или, как более поэтично писали в СМИ того времени: «Использовал ее в качестве пижамы». Сам Франческоли рассказывал такую историю: «Жена Зидана мне сообщила, что он принялся спать каждую ночь в моей футболке. Даже во время ЧМ-98. И однажды она сказала ему: «Да сними ты уже эту майку, у меня впечатление, что сплю с этим футболистом (смеется)».

«Я никогда не мог стать Марадоной, а Франческоли я всегда хотел быть»

— Оба были великими десятками своей эпохи, как и Платини. Это ужасно, что тебе пришлось заканчивать свою карьеру с 5 номером на спине в «Реал Мадриде».

— У меня не было другого выбора. Флорентино Перес считает, что футбол — это с 1 по 11 номера.  Экстравагантные числа ему не нравятся и я разделяю его мнение. Когда я пришел на «Бернабеу», свободным среди первых 11 был только один номер — 5, оставшийся от Маноло Санчиса, который тем летом завершил карьеру. Не считая номера, на поле я всегда хотел быть тем, кто руководит игрой своей команды. С детства я хотел быть «десяткой». Другие позиции меня никогда не интересовали. Дело в том, что как раз для этой позиции подходили мои лучшие качества (подмигивает). Я вижу вещи раньше других, чувствую их, это что-то врожденное, всегда было так. Я не говорю о чем-то сверхъестественном. Скорее о том, что я знаю, что нужно делать. И когда я был в форме, я был способен это сделать. Жаль, что сегодня я уже не могу выполнять эти действия. Но я продолжаю видеть передачи раньше всех. Это я не потерял.

Любопытно, когда Зидан смотрит на игру своей команды, он чувствует, что ей не хватает именно такого игрока, который был руководил тем, как играет его команда? Или наоборот, он видит изыток в этом? Есть Модрич, выполняющий эти функции, есть Тони Кроос, … выполняющий эти же функции, есть Иско… да, выполняющий эти же функции. Есть Бензема…

«Я вижу вещи раньше других, чувствую их, это что-то врожденное, всегда было так»

– У тебя было много таких моментов, когда ты видел, что не сможешь выполнить задуманное?

Достаточно. Например, после Чемпионата мира 98 у меня был жалкий период. Я был на волне той победы и 8 месяцев мне пришлось после нее восстанавливаться. Я должен был работать очень усердно физически, чтобы вернуться на свой лучший уровень, потому что я очень сильно от него удалился. В конце моей карьеры тоже был похожий период. Последние два года в Мадриде, когда мы ничего не выигрывали, были очень тяжелыми. Физически, я не был готов. Помню, что приходил домой, если не смог помочь команде играть хорошо, я был разрушен и очень долго восстанавливался после этого. Такие моменты тяжело переносятся. Особенно, если тело уже не может…

Зидан Ди Стефано Бернабеу
Ди Стефано провожает Зидана накануне последнего матча Зизу на «Бернабеу»

– Какое чувство ты испытывал, когда снимали фильм, во время твоего последнего матча в футболке «Реал Мадрида» против «Вильярреала»? Ты был доволен тем Зиданом, который стал портретом XXI века?

Речь о фильме «Зидан: Портрет XXI века». Но журналист тут совершил сразу две хронологические ошибки. Во-первых, фильм был снят в матче «Реал Мадрид» — «Вильярреал» в сезоне 2004/05, предпоследнем сезоне Зидана. Прощальный матч Зидана на «Бернабеу», с которым он перепутал, тоже между «Реал Мадридом» и «Вильярреалом» состоялся в следующем сезоне — 2005/06 . Но это был только предпоследний тур. Последний тур состоялся на выезде в Севилье, где, кстати, Зидан забил последний гол в матче, но «Севилья» выиграла 4:3. Это и был последний матч Зидана за «Реал Мадрид», но теперь об этом мало кто помнит. Не знаю, подумал ли Зидан об ошибке, но видимо на нее не указал.

Меня немного разочаровал тот фильм. Я довольно много говорил с режиссерами фильма, и они убедили меня на чем хотят сфокусировать этот проект. Камеры, звук, монтаж… мне понравилась идея, но в конце концов, я остался недоволен. Это была не их вина, — это я не смог дать всё то, что было необходимо. Это был дерьмовый матч и потом меня удалили. С кинематографической точки зрения это была драматически важная точка, но я бы предпочел, чтобы фильм был связан с более футбольной эмоцией. Я предпочел бы, чтобы он был снят во время прекрасного матча чемпионата Мира.

Во время просмотра фильма мне не хватало знаковых эпизодов с участием Зидана. Сам фильм прекрасен — это так. И музыка Mogwai божественна, и тот момент, когда камера поднимается во время матча по ярусам «Бернабеу» вверх, по пустым коридорам, за спинами всех зрителей, и в конце на самом верху перед ней открывается все поле. Звуки стадиона, игры, ударов по мячу. Но сам футбол, да и сам футбол Зидана, в том матче был далеко не лучшим. Если не сказать совсем не очень. Была голевая передача (навес левой) и еще пару эпизодов. Ну и всё. Конечно, сложно творить, когда этого от тебя требуют и другого пути нет. Зидан очевидно перенервничал. А вот удаление Зидана на последних минутах, за то что полез защищать Бекхэма, — это, все же, одно из лучших, что было в этом фильме.  Это был практически идеальный финал, потому что именно таким был финал самой карьеры Зидана год спустя.

«Это не нормально, видеть «10» слева, но в Мадриде я должен был уступить, чтобы не лишить команду равновесия»

– Платини говорит, что футбол стал бы лучше, если бы такие игроки как ты или Роналдиньо, оставались в центре, а не были депортированы на фланг.

Еще один прекраснейший вопрос, который откроет нам мир видения современного футбола Зиданом, что сказалось на его тренерском выборе. До сих пор мне не приходилось встречать ответ на вопрос, почему «Реал Мадрид» Зидана лишен медиапунты, то есть игрока под нападающими. То есть, классического плеймейкера, десятки. То есть, самого Зидана. И вот она причина объявлена здесь и в следующем ответе Зидана:

Я естественным образом постоянно склонялся к тому, чтобы уходить на левый фланг. Не знаю почему, но это было так. Я никогда не был способен к скоростному дриблингу, потому что не был быстрым, но мне нравилось стартовать слева, идти в центр и выбирать между передачей и ударом. Моим любимым местом, в любом случае, всегда был центр. Но я всегда ориентировался на левый фланг. Подлинные десятки играют в центре, так гласит традиция, потому что эти игроки — бриллиант команды. Это футбол, который мне нравится, в этом я согласен с Платини. Это не нормально, видеть «10» слева, но в Мадриде я должен был уступить, чтобы не лишить команду равновесия. Фигу играл справа, в центре уже были Морьентес и Рауль. В нашей схеме это и была моя роль, и было очевидно, что я должен уважать установленный порядок. В защите, слева, и в атаке, у меня была свобода, чтобы освоиться. Это не было так: «Ты, Зидан, делай что хочешь». Когда ты играешь для команды, то последнее, что можешь себе позволить — ломать равновесие.

Можно поспорить, что этот принцип Зидан и исповедует в своем выборе стартового состава. Этого и требует от своих игроков. Сложно этого добиваться в такой команде, как «Мадрид», где все смотрят вперед. Но, кому как не Зидану, знать о том, что игрок не должен ставить свои нужды выше нужд команды? 

«Со временем я стал замечать, как игровые схемы становились все сложнее»

– Но это произошло с тобой только в «Мадриде»?

Не совсем. Со временем я стал замечать, как игровые схемы становились все сложнее, их выбор зависел от чемпионата. Раньше у тебя была схема 4-4-2, которая более-менее была везде, но через десять лет, тренеры стали разрабатывать все более сложные схемы, с непрерывными изменениями во время матчей. Теперь ни одна «десятка» не играет только в центре.

Ага, вот оно!

Например, Озил, как правило, играет на фланге,  хотя очевидно, что он медиапунта, который в течение многих лет играл в оси. Есть статистическая реальность, которая одобряет это новое тактическое расположение: сейчас, большинство атак приходит по флангу и большинство голов забивают после передачи с фланга.

Двойное «ага, вот оно!» без содовой. Это именно то, что так методично делает команда Зидана в играх, и над чем постоянно, с завидным упорством, работает на каждой тренировке. И, действительно, статистически считать еще нужно, но эмпирически, вспоминая голы «Мадрида», кажется, что так забито около 70% голов команды Зидана. Прострел Асенсио/Марсело/Карвахаля/Лукаса Васкеса — гол Роналду. Тони Кроос, Бензема  или Иско тоже часто отдают от лицевой под удар. В чем-то это примитивно и даже скучно. Но с эффективностью такого фундамента сложно поспорить. И возникает резонный вопрос — есть ли нужда выдумывать что-то другое, если (пока) это работает? Особенно, если на такие передачи, так прекрасно умеет открываться Криштиану? Человек, который возможно лучше всех в мире способен нанести решающий удар.

Мы всю неделю работали над тем, чтобы два игрока всегда были способны прервать его забег. Первый должен был идти с ним в контакт, второй ждал в 10 метрах от них, не больше. И это работало.

– И все-таки именно в Мадриде ты пережил эти тактические преобразования?

На самом деле, в Испании я узнал самый открытый футбол. Во всяком случае, именно такой я представлял игру. В Италии все было значительно больше завязано на тактике. Там на каждой тренировке мы полчаса работали без мяча. Мы работали над различными аспектами предстоящего матча, занимали свои позиции, и нужно сказать, что мы часто побеждали благодаря своему тактическому превосходству. Я помню полуфинал Лиги чемпионов против «Аякса». В атаке у них был нигерийский игрок, который разгонялся до 2000 км в час, Тиджани Бабангида. Мы всю неделю работали над тем, чтобы два игрока всегда были способны прервать его забег. Первый должен был идти с ним в контакт, второй ждал в 10 метрах от них, не больше. И это работало. Бабангида был закрыт, мы победили.

Интересная история. И, если не ошибаюсь, Зидан называл этот же матч, против «Аякса» лучшим в его карьере в «Ювентусе». Речь о полуфинале Лиги чемпионов 1996/97. Зидан забил и отдал голевую передачу в том матче.

Для меня, долгое время, футбол был игрой с коллегами. Так было вплоть до «Юве».

— В интервью для El Pais ты однажды заявил: «Вредное давление вынуждает тебя быть лучшим в мире. Я говорю своим детям, что они могут играть в футбол, им не обязательно быть лучшими».

Многим и многим испанским журналистам нужно поучиться ставить вопросы у этого журналиста So Foot (к сожалению, не удалось узнать его имя). Все вопросы бесподобны. Они раскрывают и суть, и личность, приглашают к диалогу.

Без понятия (улыбается). Если серьезно, всему свое время. Когда ты молод, то, ты нуждаешься в том, чтобы получать удовольствие. Много давления, когда ты юн и к этому просто не готов — не здраво, это должно прийти позже. Для меня, долгое время, футбол был игрой с коллегами. Так было вплоть до «Юве». Во Франции для это всегда была игра с друзьями, даже в «Бордо». В Италии я понял необходимость побеждать, и да, я часто побеждал, но не всегда получал удовольствие. Наступил момент, когда я должен был выбирать, и мне было ясно, что я перешел на тот уровень, когда захотел завоевывать трофеи. Я всегда не умел проигрывать, но не в том смысле, что я хотел все крушить. К этому внутреннему состоянию я питаю отвращение. Но даже сегодня это можно увидеть в моих глазах.

– В твоих глазах можно увидеть большое внутреннее напряжение.

Кто же ты, неизвестный герой-интервьюэр из 108 номера журнала So Foot?

Да, иногда. Мне показали слишком много красных карточек. Знаешь сколько? 14. Ровно 14 и я совсем не горжусь этим. Но я — человек, как и все остальные. И внутри себя я часто чувствовал вулкан, который нелегко утихомирить.

– Всегда казалось, что на людях тебе некомфортно, как будто бы нечего сказать. Но, если узнать тебя получше….  

Перед камерой я замыкаюсь. Не знаю почему, представляю, что моя семья это посмотрит и начинаю испытывать стресс. Жаль, потому что, по сути, я неплохой парень (смеется), но нуждаюсь в подходящем контексте, или в том, чтобы чувствовать себя хорошо.

Очень удивил ответ Зидана. Стресс, из-за того, что семья посмотрит? Что же ему говорят дома? 

P.S. Заглавная фотография к материалу, как и две других, — фото с выставки известного фотографа Филиппа Бордаса, которые были сделаны перед прощальным матчем Зидана на «Сантьяго Бернабеу». Показалось, что лучшего применения этим фото и быть не может. Они соответствуют духу материала.

Источник
So Foot
Scroll Up

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: