• Реал Мадрид41Леганес
  • 15/09, 21:45Атлетик - Реал Мадрид

Идите и смотрите, как Моу отплачивает вам за вход: жестокий обиженный арбитр, голы, протесты, пенальти, удаления… не хватает только бородатой женщины и человека-слона. Но ещё до начала этого цирка было много разговоров о «эспальдинье» Криштиану, приёме, который применяли на практике и другие знаменитые «циркачи», такие как Ибрагимович и Рональдиньо. Это одна из тех редкостей в футболе, которые я всегда рад видеть на поле, независимо от того, моя команда это творит или соперник, счёт на табло 0-0, 2-0 или 14-0. И да простит меня Рауль Гарсия и остальные обиженные. Было не очень хорошей идеей заявлять, что Криштиану воспользовался удобным случаем, для того, чтобы унизить соперника, а не для того, чтобы сделать приятное клубу, который ему платит и публике, которая, кроме всего прочего, тоже платит за возможность видеть забитые им голы, финты и атаки на ворота соперника со скоростью олимпийской борзой…

Однажды болельщикам «Реала» ничего не оставалось, как аплодировать феномену из «Барсы», которого звали Роналдиньо, после того как «Бернабеу» застыл в оцепенении (0-3 в ноябре 2005, два гола забил Роналдиньо). Акробат сделал одно превосходное «па» под куполом, вечный враг показывал креативный и прекрасный футбол, а «Мадрид» лежал в руинах. Никто не протестовал, даже Рамос. Люди аплодировали бразильцу, пластике его игры. То же самое было и с Джалминьей, когда он попытался сделать тот восхитительный приём под названием «Ламбретта» на «Риасоре», чтобы подшутить над полузащитником «Мадрида». «Риасор» застыл в изумлении, как и, спустя несколько лет, после «таконасо» Гути. Ни один мадридский защитник, которого я знал, не стал бы сердиться на Джалма из-за подобной выходки. Аплодисменты «артистам» из команды соперника в футболе встречались и во многих других местах.

Подозреваю, что, возможно у него есть что-то вроде зависти к Криштиану, из-за его фигуры супермена и дорогостоящих фотосессий для Армани, может быть, он даже где-то рукоплещет неудачам португальца. Признаюсь, что когда он начинает обводить соперников, чтобы потом отдать мяч товарищу в двух метрах от него, меня раздражает эта невыносимая скука. В этот раз он использовал этот приём, чтобы скинуть мяч от Хаби Алонсо на Серхио Рамоса, и это чудом не стало голом. И я аплодировал его дерзости и, дай Бог, ещё не раз увижу подобное. Рауль Гарсия осуждал бы «эспальдинью», если бы её сделал Кун на «Кальдероне»? Или ему просто не нравится португалец? Всегда были и будут и более самоуверенные футболисты, чем Криштиану, и причём менее уважительные к сопернику и публике: француз Эрик Кантона, болгар Стоичков, мексиканец Уго Санчес. Патент на высокомерие португальцу не принадлежит.

Любовь к зрелищности и творческая индивидуальная свобода в баскетболе более явная. Незабываемые гении, такие, как Дразен Петрович, Майкл Джордан или Ларри Бёрд пользовались своей дерзостью, когда хотели, с товарищами по команде и соперниками, и никто не злился. «Мэдисон Сквер Гарден» в Нью-Йорке видел достаточно матчей Майкла Джордана. И  на нем выигрывал «Чикаго» 15 очков, а мистер Джордан летал и летал без мотора, словно вертолёт, да так, что даже физики не понимали, как это возможно, и смеялся над локальным защитником, приземляясь на землю. Он верил, что арена «His Airness» была священна для баскетбола. Многие звёзды NBA, Брайан или ЛеБрон, пытаются соревноваться с ним в этом. Я думаю, что «Бернабеу», видавший такие легенды, как Ди Стефано, Марадона, Роналдо, Зидан, Ривалдо, Круифф…- должен значит для таких великих, как Криштиану или Месси, что-то подобное.

И если Рауль Гарсия чувствует себя настолько оскорблённым, пусть отплатит Криштиану той же монетой. Городская легенда гласит, что великий североирландец «Манчестер Юнайтед» Джордж Бест в одной неравной борьбе Голландия — Северная Ирландия (70-е годы) поменял фланг, чтобы сделать вызов и перехитрить неприкасаемого Йоханна Круиффа. Он сделал это, чтобы продемонстрировать, что у него таланта больше, чем у «Тощего», как он сам признался одному английскому журналисту. И ему это удалось. Голландская легенда не жаловалась. «Если бы я родился безобразным, вы бы никогда не услышали о Пеле». Это говорит не спесивый Криштиану, а ещё более спесивый Бест, вспоминая в своё время, что только его очарование и любовь к женщинам (а также алкоголь) помешали ему стать лучше, чем «O Rei». «Несколько лет назад я сказал, что если мне нужно будет выбирать между забитым голасо в ворота «Ливерпуля» и ночью в объятиях какой-нибудь Мисс Мира (как он говорит, можно и трёх), выбор будет очень сложным».

И начав разговор о «проклятых поэтах» поговорим о другом великом бразильце – Мануэле Франсиско Дос Сантос, Мане, которому, как и Бесту, очень нравилось подтрунивать над соперниками, пить до утра и выходить в свет с красивыми «кошечками». Его называли «Гарринча», лучшего левого «экстремо», этого насколько некрасивого, настолько и быстрого птенца родом из сельвы Мато Гроссо. Потому что то, что творила эта косолапая груда костей на поле, не было игрой в футбол, он просто насмехался над соперниками своими финтами и дьявольскими срезами.

Этот великолепный «циркач» (см.видео) вновь и вновь повторял свои проделки, проигрывал ли он, выигрывал или играл вничью. Бразильские хроники рассказывают, что иногда можно было увидеть до четырёх-пяти его типичных обманных трюков, которые он совершал, не прикасаясь к мячу, вплоть до того, что ему удавалось спровоцировать защитника и повалить его на газон как мешок. Не знаю, был ли какой-нибудь Рауль Гарсия той эпохи задет этим, но одного бесславного нападающего (из тех, которых Бест называл «сыновьями плохой матери») он так надувал около трёх раз в одном и том же матче. Он получал пинки в воздухе, наелся до отвала противовоспалительных препаратов, но никто не жаловался, потому что «Гарринча» предпочитал доставлять удовольствие публике. Сам он говорил так: «Это не я — «народная радость» (прозвище, которым его наградили), это люди – моя радость».

Вообразите себе мечтательное «О!», проносящееся над трибунами, и реакцию европейских журналистов на Мундиале 1958 в Швеции, когда Виктор «Эль Гордо» Феола (тренер тогдашней сборной Бразилии) выпустил в третьем матче (ни Пеле, ни он, не играли вплоть до того момента по рекомендации психологов) двух маневренных «кошек», чьи выпады, внезапные торможения, роскошные рывки заставляют забыть публику о стране их происхождения. Это Швеция или самбодром в Рио? «Гарринча», чьи проделки на поле вызывали взрывы изумлённого хохота, выигрывал у соперников по всем статьям. Несмотря на разрушительную анархию в своей жизни, он добился успеха на двух первых Мундиалях (Швеция 1958 и Чили 1962) из трёх, в которых он принял участие. Из 60 матчей с «вердемарелой» он выиграл 52, 7 сыграл вничью и только один проиграл, матч против Венгрии (3-1) в Ливерпуле (Англия 1966). Как сказал шведский полузащитник Зигвард «Зигги» Парлинг в финале на «Расунда Стадиум» в 1958 (5-2): «После пятого гола Бразилии мне хотелось аплодировать Пеле». Ну, вот! Соперник, уважающий благословенных артистов.

Футболерия

Великие классики о главном: «Я подумывал об этом, когда хотел подбодрить себя: Пеле, он ведь тоже — из мяса и костей, как и я. Я ошибался», говорит итальянский защитник Тарсисио Бургнич, вспоминая финал Мундиаля в Мексике в 1970. По прозвищу «Скала», выиграл 4 скудетто, 2 Кубка Европы и 2 Интерконтинентальных Кубка с «Интером» и Еврокубок 1968 со сборной Италии.

Анхель Гонсалес, колумнист El Mundo

Scroll Up

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: