EL CHARCO
Сантьяго Солари 

В минувшую субботу «Мадрид» расширил свой список навыков и умений и видоизменил свою манеру перемещаться по полю.

В чем нельзя упрекнуть Моуринью, когда он планирует как противостоять этой «Барсе», так это в недостатке вариантов. Отталкиваясь от всех основных характеристик, которые определяют стиль его игры, он испробовал почти всё. После финала Кубка Короля он пробовал полный отход своих сил в середине поля в первом матче полуфинала ЛЧ. Затем в ответном матче он поднял на 20 метров все линии команды. В этом сезоне он «открыл» поле благодаря тотальному прессингу, включая вратаря, в Суперкубке, и затем сделал ставку на высокий и постоянный прессинг в декабрьском Класико в первом круге чемпионата.

В некоторых Класико главной идеей было блокировать все подступы, которые «Барса» растягивает, чтобы проводить свои фирменные атаки. В других — выжидая и прессингуя, постараться определить направление розыгрыша мяча, чтобы затем засесть в засаду и быстро контратаковать. Иногда «Мадрид» стремился только  не дать «Барселоне» играть, и принимал ее прямо в прихожей. Он даже решил оставить все шлюзы открытыми, чтобы игра потекла, как вода. Так было в удивительном ответном  Класико  на Кубок на «Камп Ноу».

У всех этих усилий была общая черта: крайне редко в течение одного матча они применялись все разом. В минувшую субботу «Мадрид» расширил список своих усилий и видоизменил свое перемещение на поле. Для начала он не позволил, чтобы при ударах от ворот «Барселона» переходила в атаку через короткий пас. Затем, когда мяч уже был в игре, применяя высокий прессинг, он решал, что делать дальше в зоне плеймейкера. В одних случаях поддерживая  Бензема и в других — собственным владением мячом, волна «бланкос» накрывала  пустые пространства на чужой половине поля, трансформируясь в схему 4-3-3. Если прессинг не был очевидным, то волна и не начиналась. И наоборот, когда они проходили благодаря прессингу первую линию, то отход назад кого-то из игроков был незамедлительным, и схема реорганизовывалась: исходя от владения мячом, Хедира либо играл против Иньесты, либо занимал место между Арбелоа и Рамосом, чтобы освободить Пепе на другой стороне поля.

Таким образом, кто бы впереди не играл (Пепе — с одной стороны, Хедира —  с другой, и иногда — Рамос), линия обороны никогда не ломалась, плотно закрывая все пространства для игроков «Барселоны, которые создают их, когда меняют игру и применяют позиционную ротацию. Зону в центре поля, которую оставлял Хедира, когда помогал обороне, занимал Озил, прикрываемый с флангов Ди Марией и Роналду.  И наконец, за мячом возвращался Бензема, единственный наконечник схемы 5-4-1 (с динамичной и чередующейся линией обороны), в которую «Мадрид» преобразовывался после оборонительных инкрустаций.

Это разумное чередование внимательного ожидания на подступах к чужой штрафной, высокого прессинга, быстрого отхода назад и выжидательной позиции с оборонительным сокращением пространств на собственной половине поля — это и есть особенная адаптация, которую «Мадрид» представил игре «Барсы». Расширению поля, которое криками и жестами просил от своих игроков Гвардиола, Моуринью противопоставил  варианты, нужные, чтобы задушить перемещения  мяча «сине-гранатовыми» игроками по всему полю,  и систему клапанов на подступах своей штрафной площадки, которая наглухо закрыла пространства, строго придерживая линию оффсайда.

Задача была не самая легкая: применяя это так называемое чередование в ослаблении глубокой линии, «Мадрид» должен держать тот же ритм, что и перемещение мяча и подвижность соперника. Пепе, эксперт в том, что касается быстрого и резкого подключения в атаку в поисках  того, кто попадает в его зону, продолжил делать то, что он обычно делает, но Хедира, умный и аккуратный игрок, тактически выровнял превосходный матч, вовремя заполняя отсутствие Пепе в оборонительной линии.

Если управление мячом «Барселоны» не было более эффективным, то это было в изрядной доли из-за «Мадрида», который затем атаковал со своей привычной смертельной разительностью в завершающей стадии. Хотя в «бланкос» осталось опасение «сине-гранатовых» горизонтальных перекатываний, на этот раз изредка они позволяли себе  двигать мяч назад. Когда они собирались с духом, то им удавались эти очень необходимые глотки воздуха, чтобы заставить соперника прилагать больше усилий, а также, чтобы заново с еще большей интенсивностью начинать прессинг.

Искусство во всем: «Барсе», специалисту по освобождению зон, чтобы затем неожиданно врываться в них, противостоял «Мадрид», который уже занял все зоны, чтобы не оставалось свободных. Столкновение стилей и схем двух этих великих команд каждый раз дарит нам другой сценарий. Дуэль, в которой в субботу доминировал «Мадрид», чтобы привязать Ла Лигу к Сибелес. Надеюсь, что спектакль повторится в финале Лиги Чемпионов.

Сантьяго Солари, бывший игрок «Мадрида» (2000-2005), в настоящее время колумнист El Pais

Scroll Up

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: