«Там, откуда я родом, генералы не прячутся в своих офисах. Они всегда рядом со своими солдатами. Они умирают вместе с ними», Wonder Woman (2017).

Оливер Бирхофф, менеджер сборной Германии, считает, что главная цель Германии состоит в том, чтобы начать формировать тренеров из бывших великих игроков. Несмотря на то, что тренерские курсы помогли появиться на свет хорошим специалистам, Бирхофф считает, что Германии необходимы собственные версии Гвардиолы или Анчелотти.

Его интервью не объясняет почему так важен тренер с хорошей футбольной биографией игрока, но давайте предположим, что это вопрос влияния на команду. Тренером можно стать. Но приобрести шарм великого игрока прошлого бесконечно сложнее, чем изучать теорию.

Кажется, что эта необходимость свойственна только футболу, ведь в кино не ждут, что великий режиссер должен быть великим актером. Хотя у некоторых это получалось — как у Вуди Аллена или Джона Хьюстона.

Когда Зинедин Зидан начал свою тренерскую карьеру, он рассказал, чему научился на тренерских курсах в первую очередь:

«Время от времени игроков надо немного встряхивать. У тебя в распоряжении группа из 23-х человек со всех концов Света. Вы меня спрашивали, чему я научился на курсах. Одно из знаний: лишь треть игроков будет лояльно относиться к делу, с чувством долга и соблюдением иерархии. Вторая треть будет работать на совесть взамен на что-либо. На них ты должен воздействовать убеждением. И ещё одна треть тебе будет всю жизнь доставлять проблемы. Это показывает, с какой частью группы ты должен работать. О теме «мы друзья и давай выиграем что-нибудь вместе» забудь раз и навсегда».

Отто Бумбэль. Недоверие к игроку и к технике

Тренер тоже может чувствовать недоверие к игроку. Эта тема хорошо раскрыта в книге 80-х, написанной бразильским тренером Отто Бумбэлем (бывший тренер ряда испанских клубов, в том числе «Атлетико»). В этой книге автор основательно прошелся по поведению игроков своей эпохи.

Отто Бумбэль считал, что большая часть футболистов безответственны, и сожалел, что тренеры высшего уровня (Примеры) должны тратить свое время на обучение игрока технике. По мнению Бумбэля, задача тренера Примеры в первую очередь состоит в том, чтобы найти «правильное сочетание игроков в составе».

В своем подходе к организации футбола, Бумбэль считал, что игрок — это всего лишь инструмент. Следовательно, он должен прийти в Примеру уже подготовленным с физической, технической, тактической и поведенческой точек зрения. Бумбэль допускал, что футбольными гениями «рождаются», а потому считал, что задача многих профессиональных клубов — подготовить средний класс игроков. 

Несмотря на такой критический взгляд на футболистов своей эпохи, Отто Бумбэль никогда не сомневался, что игрок — это основа игры. Игрок — «главная единица футбола», писал он. Именно игрок делает вклад в игру, больший, чем кто-либо. «Без хорошего игрока — нет хорошего футбола». Но проблема даже хороших игроков в том, что «футболист восьмидесятых нагружен целым балластом физическо-техническего образования, но практически полностью лишен интелектуально-моральной основы».

Получается дилемма. У тренера нет времени, чтобы индивидуально подходить к каждому игроку, но в то же время именно индивидуальность каждого игрока является определяющим фактором в игре: «Их сообразительность или опрометчивость в каждом эпизоде решают все». Его заключение было кратким: «Профессиональный игрок, в общих условиях, не готов к тому, чтобы гарантировать регулярность своей игры».

Ренато Чезарини. Техника, как главное достоинство

Ренато Чезарини
Впрочем, игроки тоже должны всегда чувствовать, что тот, кто их ведет, достаточно для этого квалифицирован. Другой латиноамериканский тренер, Луис Карнилья, в своей автобиографии предупреждал, что игроки должны быть уверены, что каждая неделя работы полезна. Что тренер, заслуживает их доверие и уважение, что тренер должен подавать пример поведения во всех аспектах профессиональной и человеческой сфер.

Для примера, он рассказал о тренере, который был у него в «Бока Хуниорс». Карнилья милосердно не назвал его имени. Этот тренер каждую неделю собирал игроков, чтобы дать им урок теории, который безраздельно надоедал игрокам. Сам на тренировках никогда не касался мяча ногой, всегда давал указания с мячом в руке, и вскоре игроки начали подозревать его в банальном неумении работать с мячом. Так что, в один прекрасный день они ударили в его сторону мячом. Тренер пытался остановить мяч ногой, но у него ничего не вышло. Это было настолько смешно, что на следующий месяц его уволили, потому что игроки его уже не уважали.

Когда тренера и бывшего известного аргентинского футболиста Анхеля Лабруну (26 в рейтинге лучших футболистов Южной Америки XX столетия по версии IFFHS) спросили, был ли легендарный Ренато Чезарини великим тренером, тот ответил «безо всякого сомнения». А именно по причине того, что «в футболе он знал всё, и у него был дар убеждения». Лабруна познакомился с ним, когда Чезарини уже было 37 или 38 лет, а он все еще периодически играл за первую команду «Ривера», когда сам Лабруна играл за четвертую. Ветеран Чезарини казался ему богом, потому что во всех отношениях, у него был божественный дар. И по словам Лабруны, он всегда считал это одним из главных критериев не только для игрока, но и для тренера. Уважение он снискал не только во время разговоров о футболе, но также когда сам показывал, что нужно делать. Лабруна считает, что игрок быстрее усвоит задачу, если его тренер умеет бить по мячу и может это показать.

Когда Анхель Лабруна давал интервью в 1983 году, в свои 64 года, он извинялся, что уже не может бегать с игроками на тренировках, из-за болей от старого перелома. Хотя, заявил, что все еще подает угловые. Как будто он даже подумать не мог, что можно выйти на поле, чтобы тренировать команду и не работать с мячом подобающим образом.

Как тренер Ренато Чезарини был знаменит тем, что много времени посвящал работе над техникой своих игроков. Когда Патрисио Эрнандес работал в «Ривере» над техникой игроков, то один из руководителей клуба сказал ему, что он работает как Ренато Чезарини. И для Патрисио эти слова стали предметом гордости.

Другой известный аргентинский игрок Карлос «Пума» Морете также объяснял в интервью, что даже когда был уже «девяткой» в «Ривера» он ходил к Чезарини, чтобы посоветоваться у него, как лучше стартовать, чтобы выиграть время у защитника, как лучше ставить корпус, как бить по летящему мячу.

Йохан Кройф. Техника, как радость от тренировки


Несколько лет спустя после того интервью Лабруны, Йохан Кройф пришел в «Барселону» в качестве тренера. Это был 1988 год. Президент «Барселоны» Жузеп Льюис Нуньес заявил, что Кройф пришел в «Барсу» благодаря своему «престижу футболиста». Из-за того, что он как никто другой знает раздевалку «Барселоны» (либо же «Барселону» изнутри), так как был её игроком и был игроком величайшим. Первые сезоны Кройфа в «Барсе» были неудачными и его жестко критиковали за его методы.

Если мы пороемся в архивах ежедневника «El Pais», то обнаружим, что критиковали его модель игры, его методологию тренировок, а также его проект футбола. Один из управляющих делами клуба, Рамон Мартинес, написал доклад, который гласил: «Команда выглядит незрелой из-за личностных качеств её тренера (Кройфа)». Со своей стороны Кройф попросил, чтобы Рамон Мартинес был уволен. Из-за различий в философии. А также потому, что он никогда не доверял тем, кто до этого не был футболистом.

Еще больше критики Кройф получил за свои новшества в системе игры. В статье El Pais от 1990 года, тренера филиала «Барселоны» жаловались, что речь Кройфа часто выдавала дыры в его тренерском образовании. А его комментарии вгоняли в краску большинство тренеров, которые работали в его распоряжении, когда он организовывал встречи, чтобы рассказать о своем видении футбола».

Все его новшества воспринимали в штыки. Кройф менял роли игроков на поле: «10-ка никогда не должен входить в штрафную, он должен больше работать на оборону». «Как? Этот игрок забил много голов головой в прошлом сезоне». «Это было в прошлом сезоне. Сейчас мы говорим о моей команде». Сам участвовал в упражнениях команды на тренировках. Например, в рондо. У нас это упражнение называется «квадрат», потому что в нем участвуют меньше игроков и они формируют квадрат, у испанцев — рондо, круг. Потому что 6-8 игроков становятся тесным кругом, и двое в центре стараются мяч отобрать. Вместе с Чарли Решаком, Кройф принимал активное участие в этом упражнении. Но занятие длилось не больше часа, потому что «после часа я и все остальные уже устанут». Естественно, это тоже подвергалось критике.

Два года спустя тот же El Pais писал оду уже модной методологии упражнения «рондо», в статье «Тренироваться с удовольствием» (1992). Что раньше вызывало чувство стыда или оцепенения, теперь восхвалялось. Новый девиз звучал всюду — «нужно развлекаться, тренируясь». А ведь еще три года назад, уполномоченная комиссия клуба, полностью дискредитировала Кройфа, говоря, что он был «тренером, у которого нет критериев работы. Тренером, который видит футбол с очень узкой перспективы. Тренером, который не является подлинным профессионалом, потому что воспринимает нагрузки как простое развлечение» (1989).

Перед финалом Кубка Европейских чемпионов 1992 года Кройф сказал своим игрокам: «выйдите на поле и наслаждайтесь». Эта фраза стала знаменитой.

Кройф должен был знать анекдот об одном аргентинском тренере, который придя в новую команду, заявил, что теперь у его подопечных будут тренировки два раза в день — утром и вечером. «У вас ничего не получится», — сказали ему журналисты. «Эта команда не желает работать и они сделают вашу жизнь невыносимой». «Позвольте я с этим разберусь», — ответил им тренер. Через несколько недель репортеры с открытым ртом смотрели, как самые ленивые игроки не только тренировались по 6 часов в день, но и были довольны! «Как вы этого добились?», — спросили у тренера. И этот старый лис, ответил им: «Очень просто. В первый же день, я объявил им, что их ждет вторая тренировка вечером. Ветераны тогда сказали мне: «Оставьте вы это, мистер, мы очень устали». И я провел тренировку с 4 или 5 молодыми игроками. На следующий день они сказали старикам: «Вы все пропустили, тренер устроил барбекю, здесь, на поле, пришли наши жены и подруги, и мы классно провели время». И на следующий день у меня уже было 20 игроков весь день».

Свою методологию Кройф объяснял так: «Физическое, тактическое, стратегическое и психологическое обучение на тренировках, способно дать одно единственное упражнение: рондо». И Кройф давал уроки, как умел — а именно — играя. Он все еще удивлял всех своим «чудесным касанием», пока обучал игроков индивидуальным техническим навыкам. И если кто-то из игроков сомневался в его власти, говоря, что «Кройф, считает, что это легко, потому что сам не сможет», то он мог бросить вызов этому игроку. Однажды он унизил болгарина Христо Стоичкова на тренировке и выиграл у него 5000 песет. Они поспорили сколько раз подряд смогут попасть в перекладину ворот с 15 метров. После 6 точных ударов, Стоичков промахнулся. А Кройф свой седьмой исполнил слабой ногой — левой. И снова попал! И это был не единственный спор, который Стоичков проиграл Кройфу.

Таким образом, Кройф давал игрокам понять, что может они и хорошие футболисты, но он — Йохан Кройф. И именно поэтому он может и должен исправлять их ошибки.

Зинедин Зидан. Техника, как связь с игроком

Стратегическое преимущество, которое дает тренеру умение хорошо обращаться с мячом полезно вдвойне. С одной стороны вызывает уважение у игроков, с другой — позволяет им самим учиться. А согласно многочисленным экспертам по образованию: личный пример — лучшая наука.

Врач и мыслитель Альберт Швайтцер говорил, что пример — это не главный способ влияния. А единственный.

И если кто-либо спросит работает ли такой подход в современном футболе, можно вспомнить трудности, которые были у Рафаэля Бенитеса, когда он пытался советовать игрокам «Реал Мадрида» как им делать тот или иной технический элемент.

Сам Криштиану Роналду подтвердил в своем интервью, что у них были расхождения: «У тренеров всегда можно и нужно учиться. Тем или иным вещам. Но и очевидно то, что чему-то тебя никто не может научить. У тебя это или есть, или нет. Мы говорили не только об исполнении штрафных, но также о том, как бить по мячу, о дриблинге. Я сказал: «Ок». Есть вещи о которых нет смысла спорить с другим человеком, только потому, что ты считаешь иначе. Ты просто говоришь спасибо, и всё…».

Зидан, наоборот, как Кройф, бросал дружеские вызовы Криштиану в конкурсе исполнения штрафных и победил его. Португалец воспринял это как спортивный вызов и позже отметил, что Зидан вызывает эмпатию. И в этом случае, это было преимущество Зидана, потому что его игрок понял, что все советы, которые ему дает Зидан, он дает из личного опыта. А опыту Зидана можно только позавидовать.

У техники есть много положительных эффектов, но связь между игроком и тренером — один из важнейших. Таким образом тренировка с мячом проводится в идеальной среде, чтобы достичь цели. Именно об этом говорили Карнилья или Лабруна: главное показывать игроку, что работа, которую ты ему предлагаешь — для него же полезна.

Источник
Ecos del Balon, El Pais
  • R.M

    super material, pocemu etot sait tak slabo raskruchen? =)

    • Спасибо. Мы сейчас стараемся его раскрутить, насколько это в наших силах. Заходите к нам, это будет только на пользу сайту)

  • Ming

    И все же примеры Сакки и Моуриньо показывают что не все так просто).

    • Но не зря же Моуринью приглашал Зидана на тренировки, чтобы обучать уму-мастеству:)

      • Ming

        8 августа увидим чем удивит ученик своего учителя. Хотя кажется от Липпи с Анчи Зидан взял намного больше. Особенно от первого.

Scroll Up

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: