• 0

  • 57

Свобода умирает под гром аплодисментов

18 июля 2010, 5:15

Джордж Лукас, создатель саги «Звездные войны», а также «Искателей потерянного ковчега», как-то сказал, что коммерческая неудача своего первого полнометражного фильма, «THX 1138», заставила его задуматься о том, стоит ли продолжать создавать «настоящее кино» или фильмы для развлечения. Он понимал, что ему нужно смириться с мыслью о том, что большинство людей любят шаблонное кино. Он понимал, что есть фильмы для кинотек, а есть коммерческие, то есть такие, которые приносят, в первую очередь, деньги. «THX 1138» был высоко оценен критиками, стал культовым, но в прокате заработал всего 2 млн. И настоящее признание Лукас получил совсем не за этот фильм. Слава к нему пришла после «Индианы Джонса» и «Звездных воен». Звездная сага доказала ему, что хорошее кино и доход могут быть совместимы. Так и в футболе: редко, но случается, чтобы игра в удовольствие и хорошие результаты были едины.

Зачастую футболу приходится жертвовать зрелищностью ради достижения цели. Команда, имеющая преимущество в счете, играет на удержание, выбивая мяч куда подальше. Игрок, из-за страха допустить ошибку, меньше рискует, меньше импровизирует, и, как следствие, получает меньшее удовольствие от игры. Сколько команд, умеющих играть на публику и ради собственного удовольствия, выигрывали матчи и турниры? Давно известно, что итальянские клубы предпочитают быть запрограммированными на достижении результата любой ценой. Иногда они играют так, что во время матчей искушенный зритель может попросту уснуть. Даже сборная Испании, выигравшая Мундиаль, как для себя, была непривычно прагматична. Немцы любым финтам и трюкам предпочитали надежность и дисциплину. Они становились чемпионами мира трижды. Но испанская Ла Лига, за что мы с вами ее и любим, делала ставку на развлечение. От испанских команд всегда ждали феерии. Результат без спектакля на поле не принимался во внимание. Это давно понял «Мадрид», это поняла «Барселона». Оба клуба стремятся к одной высоте: они хотят побеждать, и знают, что должны играть красиво.

Испанская публика, принуждающая свои команды к футболу-спектаклю, если проводить параллели с кино, предстает той редкой группой киноманов, которые платят за хорошее кино. На которых, собственно, и рассчитан артхаус.

Игроков, способных перенести футбол-развлечение, футбол-удовольствие и футбол-феерию из детства во взрослый футбол не так много. Именно поэтому яркая индивидуальность — на вес золота. 

Немногие футболисты способны играть на Чемпионате Мира так, словно выбрались поиграть во дворе с друзьями, — позабыв об ожидании, давлении, критике, не задумываясь о последствиях. Прошедший Мундиаль испытывал недостаток в таком футболе и таких футболистах. Одним из таких ребят является один из новобранцев «Реала» — Серхио Каналес. Я даже предполагаю, что столь лестные отзывы, такое внимание, он получил во многом благодаря этой особенности своей игры. Практически все испанские специалисты были очарованы кантабрийцем. Ведь его цель: чистое развлечение, которое приносит результат. Это благодаря шикарным голам Каналеса «Расинг» остался в Примере.

Сегодня Серхио станет предводителем сборной до 19 лет, которая стартует на Евро, в матче против сверстников из Хорватии. А после Евро присоединится к «Мадриду». И, вспоминая прошлый сезон, в котором мне доводилось видеть практически все его матчи, остается пожелать ему главного. Того, что многие теряют: Серхио, продолжай играть  в свое удовольствие.

Если помните, на заре карьеры Игуаина в «Мадриде», буквально с его первого матча за «Реал» против «Сарагосы», мне доводилось всячески поддерживать парня, и даже как-то пуститься в серьезный спор о его будущем. На страницах нашего сайта доводилось постоянно писать об исключительности игрока, даже тогда, когда практически никто так не считал. Мне посчастливилось в тот сложный для него период лично сказать Гонсало: «Я в тебя верю, ты один из моих любимцев в этой команде». На это он лишь застенчиво улыбнулся. Думаю, такие слова он в тот период мог слышать не часто. Гонсало тогда играл тонко, это была чистая импровизация, он следовал эпизоду, реагировал моментально, и, кажется, не задумывался ни о чем, кроме как об удовольствии. Однако, демонстрируя интересный футбол, он все же никак не мог подкрепить его голами. Итог: 2 мяча за первые полгода в «Мадриде» и ушат критики отовсюду. Болельщики гнали парня из команды.

Сейчас всё совсем иначе. Игуаин стал забивать, и делать это регулярно, но его игре недостает лоска, импровизации. Конечно, случаются и шикарные голы, как мяч в ворота все той же «Сарагосы», но это лишь эпизоды. В погоне за личным результатом он потерял искрометность своего гения. Он стал более прямолинеен и предсказуем. Как сюжет очередной голливудской мелодрамы. А потому остается лишь надеяться, что Люк Скайвокер (одно из прозвищ Каналеса) испанского футбола все же сумеет совместить развлечение, профессионализм и результат, и остаться тем, кем он есть. Но сделать это будет совсем непросто.

Автор: Виктория Примак, Real-Madrid.ru

Scroll Up

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Яндекс.Метрика