СПЕЦПРОЕКТ REAL-MADRID.RU И

Есть ли будущее у Иско в Реал Мадриде?

Футболист хочет играть. Любой ценой, где бы он ни был, потому что, кроме исключительных случаев, это единственное, что дает смысл его жизни. Иско в шаге, чтобы уйти из “Реал Мадрида”, уйти, чтобы играть. Можно ли ему и его таланту еще найти применение?

Текст и инфографика: Vincenzo, Real-Madrid.ru

«Иско остаётся для нас важным игроком. Это правда, что он мало играет, и я не даю ему возможности раскрыться. К сожалению, нынешняя тактика «Реал Мадрида» не подходит Иско, хотя в отдельных случаях именно он выручает команду. Я не хочу его отпускать, но не могу гарантировать ему регулярную практику. Очень жаль. Будущее Иско зависит не только от меня. Я знаю, что он хочет уйти. Удерживать не буду, но, честно, отпускать его будет очень больно».


Это слова Зинедина Зидана на пресс-конференции перед матчем с “Атлетиком” Бильбао. Это ответ на недовольство Аларкона количеством игрового времени в сезоне 2020/21, в котором он только в трех матчах вышел в основном составе (“Реал Мадрид” уже провел 20 матчей). Все говорят о том, что Иско может покинуть “Реал Мадрид” уже зимой.


Свое недовольство тем, что он очень мало играет, Иско выразил в разговоре с партнерами перед матчем против “Барселоны” еще в октябре на “Камп Ноу”. Вряд ли он не заметил камеру, которая была прямо рядом с ними:


«Если Зидан меняет меня, то обязательно делает это на 50-й или 60-й минуте игры. А иногда даже в перерыве! Но если выпускает на поле, то делает это только на 80-й!» – зафиксировала разговор Иско с Марсело и Модричем передача El Partidazo на канале Movistar.

Действительно ли все так?


Ответ: Не совсем.


Если только Иско говорит о четырех предыдущих матчах за “Реал Мадрид”, перед этим матчем с “Барселоной”. Но в целом, эти четыре матча как раз нетипичная картина.


Обычно Зидан предпочитает менять Иско на 70-80 минутах, а выпускать на 65-й. А это почти полный матч и почти полчаса игрового времени. Возможно и это не предел его мечтаний, но все-таки, отнюдь не отсутствие шансов себя проявить.


Чтобы это понять, достаточно посмотреть на статистику выходов Иско за последние два сезона.

Как видим, Иско всего лишь два раза за последние полтора сезона сыграл все 90 минут, но в целом, если Иско выходит в стартовом составе, он играет часто больше часа.


Меньше 60 минут, как он заявил Марсело и Модричу, он сыграл лишь 5 раз. Также Зидан трижды менял Иско в перерывах. В сезоне 2019/20 в матче с “Атлетико” 1 февраля. И дважды в этом сезоне – в матче с “Бетисом” и “Кадисом”.

Такая же картина с выходами Иско на замену. В основном Иско выходит на 65-70 минутах. После 80-й он выходил на поле только четыре раза. Из них один в этом сезоне.

Недовольство Иско вероятно больше связано с другим.

А именно: в последние три сезона Иско играет намного меньше, чем раньше. В связи с чем он перестал быть не только лидером, но и вообще игроком сборной. Этой осенью он не участвовал ни в одном матче сборной Испании и даже не был вызван.

Мы наблюдаем регресс некогда самого перспективного футболиста Испании. И он начался уже давно – в 2018 году. И вины Зидана в этом нет. Регресс Иско начался с Лопетеги, а особенно с Солари. История с непрофессиональным поведением Иско, открытым конфликтом с тренером, разделила его карьеру на до и после.


Если в первых пяти сезонах в “Реал Мадриде” Иско играл 56% от возможного игрового времени, то за последние три сезона это число упало до 28%, а в нынешнем – всего навсего 19%.

Почему Иско играет так мало?

Мы рассмотрели первое утверждение Зидана “Я мало даю ему возможностей раскрыться”. Отчасти это правда. Зидан не оставляет нас без причины – “нынешняя тактика мадридского «Реал Мадрида» не подходит Иско”.

Иско с трудом находил себя в центре поля, где он терял свои лучшие качества, где не мог проявить в должной мере свой дриблинг и где ему не хватало физики. На фланге, где он также использовался во многих играх, он также не может выразить всего себя и у него нет для этого скорости. Иско, на самом деле, очень специфический футболист.

Можно посмотреть на проблему и под другим углом – Иско не подходит нынешней тактике команды.


И не только “Реал Мадрида”.


На днях Marca посвятила огромный двухполосный материал текущему положению дел других известных игроков Европы, которые играют ту же роль, что комфортнее всего играть Иско – роль медиапунты.

Медиапунта

Эта позиция называется “медиапунта” в Испании, “треквартиста” – в Италии или “энганче” – в Южной Америке.


Как бы она не называлась, занимающий эту позицию футболист обычно был лучшим в команде. Самый техничный, лучше всего видящий и понимающий игру, человек, который соединял полузащиту и нападение, был главным героем. Медиапунта, это игрок, которого по сути просят лишь об одном – наличии таланта.

Но в современном футболе для игроков этой роли больше нет места.

Медиапунта – это вымирающий вид?


Для чистых плеймейкеров наступили тяжелые времена. Это проблема не только Зидана. Иско в “Реал Мадриде”, Коутиньо в “Барселоне”, Дибала в “Ювентусе”, или очень далекие от своего лучшего уровня, Эриксен и Деле Алли в «Интере» и «Тоттенхэме», Озил в «Арсенале». Все они – великие таланты, которые решали судьбы матчей на последних метрах перед воротами соперника своими передачами, либо же своими голами. В их таланте никто и не сомневался. Просто теперь им нет места на поле. Медиапунта – это вымирающий вид?

На этот вопрос в последнее время в испанской прессе попытались ответить многие бывшие тренеры и футболисты, заставшие расцвет эпохи медиапунты.


«Эта роль сильно изменилась по сравнению с прошлым. В мое время быть медиапунтой было почетно. Тогда было намного больше игроков такого плана. В современном футболе их ставят играть на позиции интериора (Лука Модрич, Кроос) или экстремо (Азар). Теперь такой типаж игрока используется совершенно иначе», – рассказывал Marca Роберто Трашоррас, который был переведен на эту позицию в кантере «Барсы».

«Это вопрос развития футбола, эволюции. Когда я был маленьким, в профессиональном футболе играли по схеме 4-4-2, команды играли с двумя нападающими. Когда я сам стал футболистом, появилась позиция второго, оттянутого, нападающего, который дополнял игрока на острие, классическую «девятку». Тогда и появилась концепция медиапунты, или второго нападающего. Игрока, который умеет забивать, двигается между линиями, помогает полузащите.

Но эта фигура со временем стала еще одним полузащитником, а не еще одним форвардом. Ведь владение мячом для команд имеет огромное значение.

Желание владеть мячом дольше привело к тому, что позиция медиапунты стала ненужной. Играя на фланге, такой игрок только ограничивает присутствие в составе игроков, которые действительно специализируются в игре на фланге», – это слова Виктора Санчеса дель Амо, воспитанника «Реал Мадрида», который играл на позиции медиапунты в «Расинге» в сезоне 1998/99.

Схема 4-4-2

Раньше медиапунта играл в полузащите, но теперь при схеме 4-3-3 медиапунты больше нет. В атаку убегают два центральных полузащитника – правый и левый интерьоры.

Бывший игрок “Барселоны” и “ПСЖ” Кристобаль Паррало считает так: «Медиапунта требует трудолюбия и голов, не так просто найти такую фигуру. Нынешний футбол более заточен на прессинг, и тебе нужны футболисты, которые будут работать без мяча. Такой свободы, как раньше, для игрока, который делает разницу, выходит, чтобы показать магию, уже нет».


Такой же позиции придерживается Юлен Герреро, тренер сборной Испании до 17 лет, легенда «Атлетика» Бильбао: «Медиапунта должен многое привносить в игру. Прежде всего, генерировать опасные моменты в атаке, возле штрафной соперника, как отдавать голевые, так и забивать голы. Игроки же, которые хотят быть медиапунтами, но не обладают такими качествами, в моем понимании, не должны называться «медиапунтами». Сейчас, как правило, играют по схеме 4-3-3, без медиапунты, но с двумя интерьорами, хотя бы один из них, при случае играет на позиции медиапунты, генерирует моменты (в случае Мадрида на эту позицию поднимаются Кроос или Модрич). Думаю, что тренеры должны использовать медиапунту, заставить доставлять мяч в эту зону. Чтобы соперник всегда чувствовал, что в любой момент медиапунта может помочь в розыгрыше перед воротами или завершить ударом момент. Такие игроки жизненоважны, каждый раз, когда они вступают в игру, они делают разницу».

«Игроков-медиапунт не используют, потому что такие команды, как Мадрид или Барса, играют во владение, избегая разрывов между линиями», – утверждает Хавьер Клементе, бывший тренер “Атлетика” и сборной Испании.


Как видим, испанские эксперты единодушны.

Цифры поражают. В нынешнем сезоне Иско, Эриксен и Озил забили ноль голов и отдали ноль голевых передач… Также драматичны показатели Делле Алли (два гола и одна голевая) и Дибалы (два гола). Единственный, кого почти “спасают” статистические данные – Коутиньо, с тремя голами и двумя голевыми передачами.


Прирожденная «десятка», медиапунта, Иско так и не адаптировался к позиции «интерьора», как в прошлом это сделал Модрич. Коутиньо пытается играть в схеме Кумана (4-2-3-1), хотя его игра слишком нестабильна. Дибала потерял место в составе, уступив право Морате быть компаньоном Криштиану. Моуринью предпочитает более дисциплинированных футболистов, чем Делле Алли в «Тоттенхэме». Эриксен не убедил Конте, а случай Озила вообще тема для отдельной статьи.

Схема 4-3-3

Прошли те времена, когда мы наслаждались талантом Зидана, Руя Кошты, Ривалдо, Баджо, Тотти, Валерона или Рикельме, или даже тем периодом, когда составе “Мадрида” выходили три медиапунты – Кака, Озил и Ди Мария.


Но, конечно же, как и в любой другой сфере жизни, все в конечном итоге меняется. Потому что мода, какой бы успешной она ни была, остается модой. Однажды, мода на 4-3-3 пройдет. Но к тому времени карьера Иско может уже завершиться.

“Реал Мадрид” и 4-3-3? Разве это не схема “Барселоны”?

Вообще схему 4-3-3 прославила сборная Уругвая на ЧМ-50, позже ее использовали бразильцы на ЧМ-62, когда Марио Загало опустился в центр поля.


Это была производная от популярной тогда схемы 4-2-4, с переводом одного из форвардов в полузащиту, для укрепления оборонительной фазы. В случае 4-3-3 игроки более равномерно распределены по полю и это используется для игры в контроль мяча.


В 60-70-е эта схема была особенно популярна в Италии и Южной Америке, но у всех в памяти она закрепилась как схема, по которой играла знаменитая сборная Голландии на ЧМ-74 и 78, и Аякс чуть ранее, с Йоханом Кройфом во главе в обоих случаях.


С тех пор, Кройф стал ее проповедником, а Барселона и Гвардиола приняли как свою религию. О чем забывают – ее придумал не Кройф, а использует не только Барса.


В 90-е ее использовал Липпи в Ювентусе. Жозе Моуринью в Порту и в Челси в начале 2000-х. Это главная тема футбола Сарри и Клоппа. Анчелотти в Челси.


И это самая популярная схема, по которой в последние годы играет Реал Мадрид. А с уходом Роналду играет все чаще.

И чем чаще “Реал Мадрид” играет по схеме 4-3-3, тем меньше шансов для Иско.


Есть и другая проблема. Имя ей – Эдегор.

Когда Зидан в этом сезоне использовал удобную для Иско 4-2-3-1 или 4-4-2, то предпочитал выпускать нового медиапунту команды – Мартина Эдегора. Который и был первым выбором Зидана, когда был здоров. Именно попыткой внедрить Эдегора можно объяснить тот факт, что схема 4-3-3 стала использоваться реже в этом сезоне по сравнению с двумя предыдущими.


Потом Эдегор стал травмироваться, и Зидан снова вернулся к 4-3-3.

Эксперимент 4-3-2-1

В минувшем сезоне в матче полуфинала Суперкубка Испании против “Валенсии” Зидан выставил очень необычный вариант состава с пятью полузащитниками, – Каземиро, Вальверде, Кроос и двумя медиапунтами впереди них – Модрич правее и Иско левее.

При этом Модрич и Вальверде (правый интерьор) весь матч обменивались позициями. Это был один из лучших матчей “Реал Мадрида” при Зидане. И один из лучших матчей Иско.


В том матче “Реал Мадрид” совершил больше всего передач с сентября 2018 года, а сам Иско отдал больше передач с тех пор, как перешел в “Реал Мадрид”, – 107. При мастерской точности в 94%. Плюс 5 ключевых передач. Это тоже топовый показатель.

Все передачи Иско в матче с Валенсией:

Но эксперимент так и остался таковым и не претендует на роль основной тактической схемы, хотя игра полузащиты в этом матче радовала глаз и душу.


Возможно Зидан прибегнул к ней, потому что не мог рассчитывать из-за травмы на Бензема, еще одного “ложного” медиапунты команды, который занимается конструкцией атак почти в равной степени с работой над их завершением.

Может быть Иско просто сменить амплуа?

«20 лет назад каждый футболист играл исключительно на своей позиции. 10 назад игроки стали чуть более гибкими. В наши дни существуют примеры игроков, которые могут играть на разных позициях. В будущем, в 2000 году игрок сможет играть на любой позиции. Так развивается футбол, через 10 лет такие парни, как я, исчезнут».


Это слова Микаэля Лаудрупа для El Mundo в 1996 году, во время его последнего сезона в «Реал Мадриде». Датчанин был удивительного таланта игроком, и тоже медиапунтой. Как и Лаудруп, Иско способен делать с мячом невероятные вещи, но ему непросто вписаться в систему.


Но даже Лаудруп понимал и признавал, что он – пережиток прошлого. Что он не способен адаптироваться под разные задачи, разные позиции, которые теперь требуются, а значит, пора уходить из большого футбола. Ему на тот момент было всего 32 года и он решил уехать в Японию.


В свое время Зинедин Зидан тоже играл на позиции медиапунты, и кому как ни ему знать особенности этой роли. Но Зидан был атипичной десяткой, точнее, ему пришлось перестроить свою игру так, чтобы оставаться востребованным. Подробнее обо всем этом вы можете узнать в моей XXL-биографии Зидана. Как говорил Липпи: “Зидан – это современный плеймейкер. Когда он теряет мяч, то сразу вступает в отбор, преследуя своего оппонента”. Или как в 97-м восторгался Анчелотти, еще будучи тренером “Пармы”: “Зидан сводит меня с ума! Он сочетает в себе наступательные качества чистого плеймейкера и оборонительные навыки. Короче говоря, тотальный игрок”. Такой тотальности многим медиапунтам не хватает. В наше время из чистых плеймейкеров, которые много работают на отбор и прессинг можно привести в пример Кевина Де Брюйне. Ему тоже пришлось пройти через многое, чтобы найти себе место на поле.


Во многих случаях с прирожденными, классическими десятками есть только одно решение: смена позиции.


В зависимости от навыков футболиста, его можно отрядить на фланг, если у него есть скорость или дриблинг (случаи Иньесты или Муниаина), перевести в центр на позицию организатора игры команды, если он способен совместить свое видение игры с неустанной поддержкой своих товарищей по команде по полузащите и защите, но теряя довольно много в присутствии перед штрафной (то, что Снейдер испытывал на разных этапах своей карьеры, что сейчас делает Модрич) или и вовсе перебраться на позицию второго нападающего (случай Тотти), но это лишает игрока возможности контролировать подолгу мяч, то, в чем медиапунты сильны, и диктовать свой темп игры.


Иско способен играть на всех этих позициях, но в каждой из них испытывает определенного рода ограничения. Плюс, если мы говорим о позиции левого экстремо, то не можем рассматривать на ней Иско ввиду того, что она и так перегружена претендентами.

Но на какую позицию определить Иско он подскажет нам сам. Лучшими матчами в своей карьере:


Ставить Иско на позицию Лукаса Васкеса – правого нападающего


Именно будучи приквартированным к флангу Карвахаля, Иско провел два лучших матча в своей жизни, – против Италии в 2017 и против сборной Аргентины в 2018-м году. А также финал Лиги чемпионов 2016/17 против “Ювентуса”.


В матче против сборной Италии Иско забил 2 гола, а в матче против Аргентины – 3.


Плюс в каждом из этих матчей Иско создал партнерам еще три голевых момента. Его точность передач в матче с Италией – 97%. В матче с Аргентиной – 94%. И ноль навесов! Дриблинг – 8 и 9. Успешно – 88% и 78%. По количеству – на уровне лучших дриблеров планеты. По проценту успешных обводок – даже лучше их.


Что же касается финала против “Ювентуса”.


Это был сезон, в котором «Мадрид» сделал дубль. В котором Иско нашел себя сначала в так называмой “команде Б”, а затем с основной командой. Одна из травм Бейла перевела его в основу, из которой он не выпал даже в финале Лиги чемпионов, в Кардиффе, несмотря на то, что валлиец к тому времени уже успел восстановиться. А матч проходил в его родном городе.


Финал в Кардиффе – одна из лучших работ Зидана на скамейке запасных.

И тогда рядом с Модричом, Кроосом и Каземиро был Иско. Хотя команда играла все по той же схеме 4-3-3. “Мы хотим продолжать играть так, диктуя свои условия», – говорил тогда Серхио Рамос.


Когда тем же летом “Мадрид” обыграл “МЮ” в Суперкубке Европы, там снова был Иско. Схема уже была подстроена под него – 4-3-1-2. Он забил гол, стал лучшим игроком матча и оставил Моуринью лишь вздыхать:

«Топ-команды Премьер-Лиги обладают разными характеристиками, но ни у кого из них нет никого подобного Модричу, Кроосу, Иско и Каземиро».

На позиции правого форварда в “Реал Мадриде” Иско выходил (не учитывая выходы на замену) 10 раз. Забил 3 гола и отдал 2 голевые. Именно на этой позиции у Иско самый высокий xG90 – 0.37, по сравнению с игрой Иско на других позициях. Это довольно высокий показатель. У Ансу Фати, к примеру, в этом сезоне такой же показатель.

Впрочем, есть одно большое НО.


Даже будучи правым фланговым форвадом, Иско можно было в этих матчах встретить где угодно на поле, но мало – на правом фланге.


Иско в этих матчах в атаке был тодотеррено – игроком всего поля, но никак не правого фланга. А вот в защите, да, – страховал фланг и помогал Карвахалю.

Конечно, Лукас Васкес – прекрасный игрок на правый фланг атаки для схемы 4-3-3. Васкес помогает организовано прессинговать игроков соперника, владеющих мячом, мешая им перевести мяч в центральную зону. Благодаря этому команда выигрывает те драгоценные несколько секунд, чтобы остальные игроки смогли занять лучшее позиции для построения обороны. Лукас Васкес самый активный игрок “Реал Мадрида” в прессинге. Хотя в этом сезоне его привычные 25 попыток прессинга за матч опустились до 16.


Прессинг – это тот основной бонус, который кантерано дает команде на уровне, на который никто другой не способен. В каких-то матчах выбор Васкеса всегда будет приоритетен. Но если Аларкон уступает в отборах и перехватах, то в успешных попытках прессинга, он превосходит Васкеса. И вас не должно это удивлять, если вы еще помните как Иско пахал в сезоне 2014/15, временами будучи лучшим в отборе. Также, учитывайте, что мы сейчас говорим о статистике Иско в этом сезоне, а это его худший сезон в карьере.

Лукас Васкес же, напротив, проводит пока что, возможно, лучший. Он лучше Иско сейчас практически во всем, даже в дриблинге.

Текст и графики: Vincenzo, Real-Madrid.ru

Данные: Instat